+77054473644 marketpmci@gmail.com

Каждый ответственный родитель хочет помочь ребёнку сделать правильный выбор в образовании и профессии. Наталья Юдина, руководитель службы профориентации подростков «Антирабства», — о том, что в 7 классе ребёнок ещё не должен точно знать, кем станет, и на что можно обратить внимание, чтобы помочь ему сделать выбор.

Вопрос. Как начать выбирать с семиклассником будущую профессию?

Ответ. Прежде всего нужно понять, что это последовательный процесс, а не моментальный. В нём нужно идти от общего — к частному.

Есть личностный интерес и есть склонности и способности. На основе этих составляющих нужно определить сферу и профессиональное направление. После этого изучить рынок: посмотреть, живучая ли профессия, есть ли перспективы, узнать среднюю зарплату. Важно учитывать мотивацию ребёнка — он может хотеть творческой реализации или денег, славы или совершить технологический прорыв. Не везде можно реализовать всё и сразу.

Чаще всего современные профессии подразумевают переплетение нескольких компетенций, для которых ещё нет конкретной специальности. Например, архитектор виртуальной реальности или разработчик нейроинтерфейса. Поэтому часто просто получить высшее образование — недостаточно. Нужно просто определить, какие навыки и знания нужны в этой профессии, а затем — что из этого будет фундаментом, а что — дополнением.

После этого можно выбирать высшее образование, и исходя из этого планировать подготовку к конкретным предметам для сдачи экзаменов. Следует присмотреться к специализации школы, это может сильно сократить время и бюджет.

Бывает и так, что ребёнок ничего не хочет. Его спрашиваешь в лоб, но он не говорит. Здесь надо смотреть на то, что получается лучше или хуже. Кто-то из детей хорош в технических вопросах — может настроить папе принтер или выбрать маме телефон. Кто-то хорошо готовит, кто-то отлично ладит с другими ребятами, учителями и сверстниками. Важно также наблюдать за его поведением в школе — сколько у него друзей, как он участвует в проектах, какие обязанности он на себя брать не хочет. Кто он, лидер или эксперт? Ему подходит больше проектная деятельность или он «процессник»?

Чем больше у ребёнка информации, тем чётче его представления о разных профессиях. Соответственно ему проще сделать выбор даже в 7 классе — пусть пока не одно направление, но даже три — это тоже хороший результат.