+77054473644 marketpmci@gmail.com

Время чтения: 5 мин

Считается, что индивидуальные занятия эффективнее групповых: преподаватель сфокусирован на одном ученике, а ученик — на предмете. На самом деле всё не так однозначно. Даже репетиторы, которые, казалось бы, должны голосовать за индивидуальные уроки, отмечают, что у групповых занятий есть свои преимущества.

1. Дети учатся друг у друга

Существует заблуждение, что каждому ученику в группе нельзя уделить достаточно внимания, что при таком формате можно «отсидеться». Конечно, всё зависит от преподавателя, но в целом групповые занятия предполагают даже более интенсивную работу, чем индивидуальные.

«Внимание — это не пирожок, который нужно разделить по количеству едоков. Наоборот, работа в группе мобилизует: приходится слушать не только учителя, но и других учеников. Индивидуальные занятия могут скатиться в лекционную форму, в группе этого можно не бояться. Занятия проходят веселее и интереснее, поэтому материал усваивается лучше».

Групповая форма работы особенно удобна при изучении иностранного языка. Понятно почему: ученики могут отрабатывать навыки устной речи с равными и интересными партнёрами, а не только с учителем. На занятиях можно проводить ролевые игры — диалоги по сценарию, когда ученики получают карточки с описанием персонажей. Задача репетитора — контролировать ход общения и давать обратную связь.

Кроме того, работу может проверять не только учитель, но и школьники друг у друга. Цель здесь — не только найти ошибки, но и почерпнуть из рассуждений соученика что-нибудь полезное. Такой подход давно применяют на западе.

2. Привыкают отстаивать свою точку зрения

Ещё один формат, невозможный при индивидуальной работе, — общая дискуссия. Школьники учатся отстаивать свою точку зрения, аргументировать позицию, а преподаватель берёт на себя роль модератора.

«Большая проблема многих учеников — они не умеют устно выражать мысли. Но если школьник плохо говорит, он плохо пишет! Это важно при подготовке к ЕНТ: там есть часть, где нужно дать краткие, но развёрнутые ответы на вопросы. Обсуждая, слушая соучеников и находя неточности в их ответах, школьники учатся формулировать мысль. В группе приходится говорить так, чтобы тебя поняли другие, а не только учитель. Нужно быть готовым к критике, уметь аргументировать свою позицию. Добиться этого при индивидуальных занятиях сложно».

3. Пользуются коллективным разумом

Групповые занятия упрекают в том, что преподаватель ориентируется на некий средний уровень, а отдельные ученики не успевают понять тему. Это не совсем верно.

«Иногда ученики считают, что прекрасно поняли тему. Потом кто-то задаёт вопрос, и оказывается, что никто в группе не знает ответа. Таким образом получается проработать больше слабых мест, чем на индивидуальном занятии».

Ещё одно преимущество групповых занятий — общение между соучениками: от обсуждения домашних заданий в общем чате до болтовни по дороге к остановке. Так сохраняется заинтересованность в предмете.

4. Соревнуются

Групповой формат занятий не подходит интровертам или очень слабым ученикам, но для большинства учащихся он эффективен: тут сразу виден прогресс. При индивидуальной работе школьнику может казаться, что он хорошо усваивает материал, даже если это не так, а в группе есть чёткий ориентир — успехи других. Да и задания в группах школьники обычно выполняют более тщательно — не хотят ударить в грязь лицом.

 «Как показывает опыт, большую роль в обучении играет спортивный интерес. В группах возникает здоровая конкуренция: если школьник видит, что кто-то из соучеников активнее и целеустремлённее, он тоже начинает больше стараться».

5. Выбирают удобное время и экономят

Ещё один важный момент — график занятий. Востребованные репетиторы заполняют своё расписание уже летом, и к учебному году обычно остаётся всего несколько окон, да и те в неудобное время: мало кто хочет заниматься после семи вечера. Самые популярные часы — с 16:00 до 17:00, и если на это время репетитор ставит групповое занятие, то шанс попасть к выбранному педагогу в подходящее время выше.

В идеале школьники в группе должны совпадать по уровню знаний и скорости восприятия новых тем, поэтому многие репетиторы предварительно организуют тестирование или предлагают провести несколько индивидуальных уроков.

Основываясь нашим многолетним опытом подготовки школьников к экзаменам и тестам, мы всегда советуем групповые занятия. Эффективно, доступно, и не затратно. У нас в группах все дети одного уровня, в классе в среднем по 8 человек и каждому уделяется время, никто не останется в стороне.