Министр науки и высшего образования РК приказом от 20 ноября 2023 года утвердил профессиональный стандарт для педагогов (профессорско-преподавательского состава) организаций высшего и послевузовского образования, сообщает Zakon.kz.
Цель разработки стандарта – описание знаний, умений и навыков, а также компетенций, необходимых преподавателям ОВПО, создание ориентиров для формирования образовательных программ послевузовского образования, курсов переподготовки и повышения квалификаций.
Стандарт применяется для:
обеспечения единого понимания профессиональных компетенций педагогов (профессорско-преподавательского состава) ОВПО и информирование заинтересованных сторон общества;
определения результатов обучения, целей и содержания образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателя;
описания профессиональных компетенций преподавателей в проектировании и осуществлении педагогической деятельности;
развития системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей;
установления и оценки уровней квалификационных требований и трудовых функций преподавателей.
Стандарт описывает содержание деятельности преподавателя ОВПО, требования к уровню образования, профессионального опыта и подготовки, а также:
определяет требования и перечень результатов обучения при формировании образовательных программ научно-педагогической магистратуры и докторантуры, в том числе при обучении преподавателей, а также сертификации и подтверждения квалификаций преподавателей и выпускников ОВПО;
служит основанием для планирования переподготовки и повышения квалификации преподавателей;
является средством дифференцированной оценки уровней квалификации, трудовых функций и степени профессионального развития преподавателей;
предоставляет преподавателем возможность развивать профессиональные и лидерские качества в академической, научно-исследовательской и научно-методической деятельности в соответствии с инновационными процессами.
Стандарт является одним из четырех основных элементов национальной системы квалификаций. Учитывает уровни национальной рамки квалификаций (НРК) и отраслевую рамку квалификаций (ОРК) в сфере образования.
Стандарт также является рамочным документом, учитывает принцип академической и управленческой самостоятельности ОВПО, служит основой для разработки образовательных программ научно-педагогической магистратуры и докторантуры по всем направлениям подготовки кадров, для разработки оценочного материала при сертификации преподавателей и выработки критериев их квалификации по уровням соответствия.
Кроме того, документ дает основания признавать результаты как формального, так и неформального и информального обучения, создает условия для доступа к оценке и признанию квалификаций академической и профессиональной средой.
Стандарт состоит из Паспорта и карточек профессий, в которых квалификации преподавателей характеризуются в соответствии с 2-мя уровнями ОРК в сфере образования и НРК (7-8 уровни) по трем обобщенным показателям: "знания", "умения и навыки", "личностные компетенции".
При этом седьмой уровень стандарта представлен двумя подуровнями, восьмой уровень – четырьмя подуровнями.
Дескрипторы уровней учитывают степень самостоятельности, ответственности и сложности выполняемых трудовых функций преподавателей.
Источник: https://www.zakon.kz/pravo/6415438-v-kazakhstane-prinyali-professionalnyy-standart-dlya-prepodavateley-vuzov.html
Цель разработки стандарта – описание знаний, умений и навыков, а также компетенций, необходимых преподавателям ОВПО, создание ориентиров для формирования образовательных программ послевузовского образования, курсов переподготовки и повышения квалификаций.
Стандарт применяется для:
обеспечения единого понимания профессиональных компетенций педагогов (профессорско-преподавательского состава) ОВПО и информирование заинтересованных сторон общества;
определения результатов обучения, целей и содержания образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателя;
описания профессиональных компетенций преподавателей в проектировании и осуществлении педагогической деятельности;
развития системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей;
установления и оценки уровней квалификационных требований и трудовых функций преподавателей.
Стандарт описывает содержание деятельности преподавателя ОВПО, требования к уровню образования, профессионального опыта и подготовки, а также:
определяет требования и перечень результатов обучения при формировании образовательных программ научно-педагогической магистратуры и докторантуры, в том числе при обучении преподавателей, а также сертификации и подтверждения квалификаций преподавателей и выпускников ОВПО;
служит основанием для планирования переподготовки и повышения квалификации преподавателей;
является средством дифференцированной оценки уровней квалификации, трудовых функций и степени профессионального развития преподавателей;
предоставляет преподавателем возможность развивать профессиональные и лидерские качества в академической, научно-исследовательской и научно-методической деятельности в соответствии с инновационными процессами.
Стандарт является одним из четырех основных элементов национальной системы квалификаций. Учитывает уровни национальной рамки квалификаций (НРК) и отраслевую рамку квалификаций (ОРК) в сфере образования.
Стандарт также является рамочным документом, учитывает принцип академической и управленческой самостоятельности ОВПО, служит основой для разработки образовательных программ научно-педагогической магистратуры и докторантуры по всем направлениям подготовки кадров, для разработки оценочного материала при сертификации преподавателей и выработки критериев их квалификации по уровням соответствия.
Кроме того, документ дает основания признавать результаты как формального, так и неформального и информального обучения, создает условия для доступа к оценке и признанию квалификаций академической и профессиональной средой.
Стандарт состоит из Паспорта и карточек профессий, в которых квалификации преподавателей характеризуются в соответствии с 2-мя уровнями ОРК в сфере образования и НРК (7-8 уровни) по трем обобщенным показателям: "знания", "умения и навыки", "личностные компетенции".
При этом седьмой уровень стандарта представлен двумя подуровнями, восьмой уровень – четырьмя подуровнями.
Дескрипторы уровней учитывают степень самостоятельности, ответственности и сложности выполняемых трудовых функций преподавателей.
Источник: https://www.zakon.kz/pravo/6415438-v-kazakhstane-prinyali-professionalnyy-standart-dlya-prepodavateley-vuzov.html